Pascal: Занятие №1. Часть 2: Операторы WriteLn и Readln в Pascal

На занятии происходит знакомство с операторами readln и writeln в pascal; разбираются решенные задачи по работе с операторами ввода и вывода на языке Паскаль

Оператор write или writeln в Pascal

Оператор writeln (от англ. write line — написать строку) или write (от англ. write — написать) — оператор вывода в Паскале, т.е. служит для вывода на экран каких-либо данных (просто текста, результатов выполнения программы, значений переменных и т.п.).

  • Выводимый текст заключается в одиночные кавычки.
  • Для вывода значений переменных кавычки использовать нельзя, указывается просто идентификатор (имени переменной).
  • Если необходимо после вывода перейти на другую строку, то используется оператор writeln ().
    оператор write и writeln
    Результат:

    2+2=?
    Ответ: 4

    Рассмотрим примеры задач с использованием вывода Writeln в Pascal:

    1
    
    Write('Сумма 5 + 6 = ',5+6);

    Результат: Сумма 5 + 6 = 11

    1
    
    Write('Привет');

    Результат: Привет

    1
    
    Write('A'); Write('B');

    Результат: AB

    1
    
    Writeln('A'); Write('B');

    Результат:
    A
    B

    Задача 1. Написать программу, которая выводит на экран ваши ФИО, каждое слово – с новой строки.

    Оператор присваивания и оператор Readln в Pascal

    Обычно программе для решения какой-либо задачи требуются данные. Данные хранятся в переменных, которые имеют свои идентификаторы (имена), например, идентификаторы X или Y, или более длинные идентификаторы переменных — number1, counter и т.п.

    Важно: Идентификаторы состоят из буквы, за которой могут следовать буквы, цифры или символ подчеркивания

    Чтобы задать переменной какое-либо значение используется оператор присваивания. Оператор присваивания в Паскале обозначается как :=, выполняет правую часть выражения и присваивает результат переменной, расположенной в левой части выражения:

    оператор присваивания
    Пример:

    1
    2
    
    a:=2;
    writeln('квадрат ',a,'=',a*a);

    Ввод данных
    Но часто в программе необходимо запрашивать данные (т.е. вводить значения переменных с клавиатуры, а затем использовать эти значения для решения поставленной задачи). Для ввода данных используется оператор ввода read или readln, в Паскале разницы между ними при вводе практически нету (на данном этапе знаний).
    оператор read

    Пример использования readln в Pascal:

    1
    2
    3
    
    Writeln('Введите число');
    readln(a);
    writeln('квадрат ',a,'=',a*a);

    то же самое, что и read:
    Пример использования read в Pascal:

    1
    2
    3
    
    Writeln('Введите число');
    read(a);
    writeln('квадрат ',a,'=',a*a);

    Если запрашиваются две переменные, то можно перечислять их через запятую:

    1
    2
    3
    
    Writeln('Введите два числа');
    read(a,b);
    writeln('сумма чисел = ',a+b);

    Пример: Запросить для ввода два целых числа и вывести на экран их сумму.

    1

    Задача 2. Даны две переменные. Выполнить основные арифметические действия с переменными (+ - * /) и вывести результат на экран.

    Задача 3. Пользователь вводит сторону квадрата. Найдите периметр и площадь квадрата.

    Задача 4. Даны две переменных с некоторыми значениями. Поменять местами значения этих переменных.

    Поделитесь уроком с коллегами и друзьями:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *

    Вставить формулу как
    Блок
    Строка
    Дополнительные настройки
    Цвет формулы
    Цвет текста
    #333333
    Используйте LaTeX для набора формулы
    Предпросмотр
    \({}\)
    Формула не набрана
    Вставить